Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кишертская средняя общеобразовательная школа имени Л.П.Дробышевского"

617600 Пермский край, Кишертский район, с. Усть-Кишерть, ул. Советская - 11

Телефон

8 (34252) 2-14-23 (факс)

Эл. почта kishertschool@kishert.permkrai.ru

МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского"

Адрес: 617600 Пермский край, Кишертский район, с. Усть-Кишерть, ул. Советская - 11
Телефон: 8 (34252) 2-14-23 (факс)                       Эл. почта: kishertschool@kishert.permkrai.ru

Волшебный мир сенсорной комнаты

 

21 декабря 2022г. в здании дошкольных групп с. Усть-Кишерть открылась сенсорная комната.  

Это стало возможным благодаря совместному проекту Кишертской районной организации Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» «Сенсорная комната – шаг на пути развития ребенка»  и инициативной группы МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов».

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы. Определённые стимулы – музыка, цвет, свет, тактильные ощущения, их сочетания по-разному влияют на человека – тонизируют, стимулируют к действиям или же, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют.

В зависимости от требуемой направленности воздействия на центральную нервную систему (релаксация или активация), оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока:

-релаксационный,

-активационный,

-общеоздоровительный.

В релаксационный блок входит: мягкое покрытие пола и других поверхностей, маты или коврики, сухой бассейн, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков).

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, и др. Можно использовать сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей (гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками), массажных дорожек, мягких модулей, балансировочного комплекса.

Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей.

Содержание занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, обусловленных возрастным периодом:

Занятия для детей раннего возраста (1,5-3 года) направлены на:

-корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;

-коррекцию слуховых ориентировочных реакций;

-развитие тактильных ощущений;

-развитие эмоциональной сферы;

-развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;

-развитие наблюдательности и внимания;

-развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря;

 Занятия для детей дошкольного возраста (3-8 лет) направлены на:

-развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);

-развитие эмоциональной сферы;

-развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

-развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

-повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;

-психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.

Каким детям поможет сенсорная комната

Сенсорная комната— это место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой. На таких занятиях дети получают богатый опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции.

Сенсорный опыт особенно необходим детям с:

  • нарушениями речи, развития, поведения; 
  • расстройством аутистического спектра;
  • детским церебральным параличом;
  • синдромом дефицита внимания. 

В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, выбрать те ощущения, которые им необходимы. Например, походить босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или покидать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.

Для нормотипичных детей (то есть без особенностей развития) такая комната тоже станет «местом силы». Малышам нравятся необычные игры с разными текстурами, они любят отдыхать на мягкой мебели или забавляться с водой.

Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ

Реализация второго этапа проекта «Сенсорная комната – шаг на пути развития ребенка» 

В дошкольных группах МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского» продолжается реализация проекта «Сенсорная комната - шаг на пути развития ребенка» (II этап).

В январе 2023 года 30 педагогов Кишертского округа прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме «Методика работы в сенсорной комнате». Разработаны 8 образовательных программ, направленных на развитие речи, на снятие тревожности и агрессивности, улучшение эмоционального состояния детей, развитие координации и гибкости.

Специальное оборудование сенсорной комнаты используется для проведения игровых сеансов. Занятия в сенсорной комнате помогают расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Для детей с эмоциональными нарушениями одним из способов коррекции является нервно-мышечная релаксация (релаксация мускулатуры, эмоциональное равновесие). В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. 

Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Образовательная деятельность в сенсорной комнате организована для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, посещающих дошкольные группы Образовательной организации, в том числе имеющих статус ОВЗ, детей-инвалидов. Игровые сеансы проводили воспитатели и специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, тьютор.

Запланированные результаты по количеству детей, охваченных занятиями в сенсорной комнате, на данном этапе реализации проекта выполнены.

Реализация третьего этапа проекта

В сенсорной комнате продолжается проведение игровых сеансов, которые направлены на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, развитие познавательной сферы. Занятия в сенсорной комнате проводятся с использованием мягкого освещения и спокойной музыки для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и безопасно. Для облегчения адаптационного периода у детей, снижения беспокойства и тревожности применяются следующие методы — сказкотерапия, игротерапия.

Для родителей дошкольников проведены семинар-практикум работы с кинетическим песком, мастер-класс «Каплетерапия».

В начале учебного года в сенсорной комнате проводились занятия для детей из дошкольных групп Посада, Андреево, Осинцево, Мазуевки, Мечи, С.-Барды. Занятия проводят: педагог-психолог Рожкова Екатерина Ивановна, музыкальный руководитель Шайхелисламова Елена Юрьевна. Игры и упражнения помогают снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, развивают навыки позитивного общения. На занятиях используется оборудование сенсорной комнаты: релаксационный уголок «Отражение» с пузырьковой колонной и фиберволокном, комплект мягких форм, подвесные фибероптическиие модули «Гроза», «Солнышко», «Сухой душ».