21 декабря 2022г. в здании дошкольных групп с. Усть-Кишерть открылась сенсорная комната.
Это стало возможным благодаря совместному проекту Кишертской районной организации Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» «Сенсорная комната – шаг на пути развития ребенка» и инициативной группы МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов».
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы. Определённые стимулы – музыка, цвет, свет, тактильные ощущения, их сочетания по-разному влияют на человека – тонизируют, стимулируют к действиям или же, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют.
В зависимости от требуемой направленности воздействия на центральную нервную систему (релаксация или активация), оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока:
-релаксационный,
-активационный,
-общеоздоровительный.
В релаксационный блок входит: мягкое покрытие пола и других поверхностей, маты или коврики, сухой бассейн, светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков).
Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, и др. Можно использовать сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей (гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками), массажных дорожек, мягких модулей, балансировочного комплекса.
Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей.
Содержание занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, обусловленных возрастным периодом:
Занятия для детей раннего возраста (1,5-3 года) направлены на:
-корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;
-коррекцию слуховых ориентировочных реакций;
-развитие тактильных ощущений;
-развитие эмоциональной сферы;
-развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;
-развитие наблюдательности и внимания;
-развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря;
Занятия для детей дошкольного возраста (3-8 лет) направлены на:
-развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
-развитие эмоциональной сферы;
-развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;
-развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);
-повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;
-психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.
Каким детям поможет сенсорная комната
Сенсорная комната— это место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой. На таких занятиях дети получают богатый опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции.
Сенсорный опыт особенно необходим детям с:
- нарушениями речи, развития, поведения;
- расстройством аутистического спектра;
- детским церебральным параличом;
- синдромом дефицита внимания.
В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, выбрать те ощущения, которые им необходимы. Например, походить босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или покидать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.
Для нормотипичных детей (то есть без особенностей развития) такая комната тоже станет «местом силы». Малышам нравятся необычные игры с разными текстурами, они любят отдыхать на мягкой мебели или забавляться с водой.