Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кишертская средняя общеобразовательная школа имени Л.П.Дробышевского"

617600 Пермский край, Кишертский район, с. Усть-Кишерть, ул. Советская - 11

Телефон

8 (34252) 2-14-23 (факс)

Эл. почта kishertschool@kishert.permkrai.ru

МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского"

Адрес: 617600 Пермский край, Кишертский район, с. Усть-Кишерть, ул. Советская - 11
Телефон: 8 (34252) 2-14-23 (факс)                       Эл. почта: kishertschool@kishert.permkrai.ru

Использование Формы проектной деятельности Решение проектных задач в библиотечной практике

20 декабря 2017 г.

 Время бежит вперед. Появляются новые образовательные технологии, которые не могут оставить школьных библиотекарей равнодушными. Мы ищем новые подходы в привлечении детей к чтению, используя разные формы и методы.

 О такой форме проектной деятельности как Решение проектных задач, я узнала от учителей начальных классов. Была участником одного из занятий, которое проводила Валентина Юрьевна Пономарева. Заинтересовал такой момент: учитель может только присутствовать на занятии, а весь учебный процесс осуществляют сами обучающиеся. Но это далеко не так. Это только внешне так воспринимается. Занятию предшествует большая подготовительная работа.И вот в тот момент в голове засела идея: а почему бы не попробовать применить данный вид деятельности в библиотечной практике. Начинать новое всегда страшно, но и интересно.

«Проектная задача- задача, в которой через набор заданий целенаправленно стимулируется система действий ребенка, направленных на достижение не существующего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе которого происходит качественное самоизменение ребенка»-Алексей Борисович Воронцов.

Для меня, библиотекаря, применение данной  формы деятельности будет являться важной составляющей процесса приобщения детей к чтению в соответствии с требованиями ФГОС.  Такая форма проектной деятельности (Решение проектной задачи) позволяет повысить познавательную активность и мотивацию читателей, разнообразить формы работы с детьми. Она дает возможность перевести читателя из пассивной позиции в активную, предоставив ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.

Мною было проведено несколько занятий для обучающихся 5-6 классов. Темы самые разные: о доброте, справедливости, дружбе.

Для того чтобы обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей, должна быть мотивация. Мотивация является источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого в самом начале занятия заинтересовываю проблемой: идет демонстрация фрагмента мультфильма или чтение отрывка художественного текста, можно научно-популярного, в зависимости от темы занятия.

Далее идет само решение проектной задачи. Оно содержит набор заданий (действий), которые должны быть выполнены группой детей.

Например, детям были предложены следующие задания.

1)Нужно прочитать рассказ, понять его смысл. А потом дописать рассказ несколькими предложениями.

2) Прочитать внимательно рассказ (Это как правило небольшие рассказы). После чего в таблицу занести несколько причин события.

3) Посмотрев фрагмент мультфильма «Федорино горе» или «Мойдодыр», нужно было определить причины и следствия и занести их в таблицу.

3) Посмотрев фрагмент мультфильма «Просто так», нужно было выбрать из предложенных пословиц только те, которые подходят по смыслу данному мультфильму.

4) Прочитав рассказ, нужно было найти в Толковом словаре С.И. Ожегова значение устаревших слов.

5) Прочитав текст, нужно было вставить пропущенные буквы в слова. Для этого нужно воспользоваться орфографическим словарем.

 И другие задания.

Главным в выполнении этих действий является «точка зрения» обучающихся. Дети учатся находить точку зрения героев в тексте, учатся ее понимать, а главное – вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.

Данный вид деятельности позволяетпроверить, насколько дети владеют таким понятием как точка зрения, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты.

Итогом решения проектной задачи является реальный продукт. Причем каждая группа создает свой, и во всех группах он бывает разный. Здесь проявляются возможности детей, потому что предоставлен простор для воображения и фантазии.  Да и этап презентации становится более интересным для обучающихся. Ребята на занятиях создавали цветик-семицветик с правилами доброты, свод правил, стенгазету и другие продукты. Это материальный продукт. А нематериальный продукт –это качественное изменение самого ребенка.

Использование данной формы проектной деятельностив библиотечной практике, а это решение проектных задач, помогает достичь сразу нескольких результатов:

- Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

- Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

- Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.

- У обучающихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной сфере.

- Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

- Работа над решением проектной задачи воспитывает целеустремленность, инициативность.

После презентации своих продуктов, работа каждой группы оценивается по определенным критериям. Но в библиотечной практике этот момент можно и опустить. Для библиотекарей одним из обязательных условий работы является реклама книги и продвижение чтения.

 Главная задача библиотеки – это воспитание грамотного компетентного читателя. Читателя, который способен понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей.