Описание адаптированной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития является документом, на основании которого осуществляется образовательная деятельность в дошкольных группах МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П.Дробышевского».
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1022.
Программа содержит целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы формирования Программы; планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлено описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены: режим дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
В дополнительном разделе Программы размещена краткая презентация, ориентированная на родителей (законных представителей).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы соответствует федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику культурно-исторических, социально-экономических и иных особенностей Пермского края, Кишертского муниципального округа, культурно-образовательных потребностей ребенка, родителей (законных представителей), традиций Организации.
Содержание и планируемые результаты обязательной части Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам ФАОП ДО.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся с ЗПР, а также качества реализации образовательной программы Организации, оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающихся дошкольного возраста с ЗПР, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации в очной форме в группах комбинированной направленности. Группы работают в режиме полного дня (10,5 часов). Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации с учетом режима дня. Срок реализации Программы – 7 лет.
Целью коррекционно-развивающей работы является обеспечение коррекции нарушений развития детей с ЗПР; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей и реализации индивидуального образовательного маршрута на основе особенностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся являются:
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;
-обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях Организации и семьи;
-повышение воспитательного потенциала семьи.
Деятельность педагогического коллектива по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по следующим направлениям: диагностико-аналитическое, просветительское, консультационное, совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей).